«Наличие безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников МДОУ "Детский сад с.Мордино"»
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т. е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенная задача нашего детского сада.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в МДОУ включает в себя несколько аспектов:
- Охрана жизни и здоровья детей
- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников МДОУ
Действия администрации МДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяется потребностями системы дошкольного образования:
- Целенаправленная деятельность родителей, всех сотрудников МДОУ в вопросах безопасности детей, освоения ими соответствующих умений навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.
- Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.
Администрацией МДОУ были поставлены следующие задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства в МДОУ:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно — правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Создание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
- Профилактика производственного травматизма;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
- Оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным
оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделом ГИБДД.
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования и технических средств обучения.
Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, свидетельствующая о том, что в МДОУ созданы безопасные условия труда для всех категорий работников дошкольного образования. О чем имеются соответствующие заключения.
Работа по обеспечению безопасности МДОУ определялась несколькими направлениями:
- Обеспечение охраны труда сотрудников МДОУ.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).
- Пожарная безопасность.
- Антитеррористическая защита.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в МДОУ.
Физическая безопасность
Физическая безопасность – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса:
- В МДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.
- Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию сотрудников и воспитанников д/с при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (положения, инструкции, лекции, памятки и др.).
- В МДОУ разработаны паспорта безопасности.
- Ведется профилактическая работа с персоналом и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т. ч. проведение: — учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации; — занятий, досугов, бесед по ОБЖ с воспитанниками.
- Оформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.
- Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов, проводится инструктаж работников и воспитанников о порядке действий в случае обнаружения посторонних предметов на территории МДОУ.
- Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.
- Все территории МДОУ имеют ограждения, двери оснащены звонком, что создает условия для невозможности осуществить проникновение посторонних лиц на территорию МДОУ.
Антитеррористическая безопасность
Пожарная безопасность
Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом. В МДОУ разработаны:
- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.
- Противопожарный режим.
- План противопожарных мероприятий.
- Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.
- Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.
- Установлены системы оповещения о пожаре.
- Проводятся работы по замерам сопротивления.
- МДОУ полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
- Регулярно проводится обучение руководителя и завхозов в объеме пожарно-технического минимума.
- Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.
- В зданиях МДОУ имеются планы эвакуаций.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Значительный пласт работы МДОУ – это профилактика детского дорожнотранспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ района ведется следующая работа:
- Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях.
- Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.
- Используются макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.
- Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.
- Проводятся тематические мероприятия, экскурсии, используются сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, регулярно проводятся тематические конкурсы детских рисунков.
Мероприятия по профилактика ПДД в детском саду
План -схема безопаного движения Мордино
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.
- Разработка алгоритма действий при организации работы по охране труда в МДОУ.
Заведующий:
- Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.
- Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.
- Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте.
- Утверждает Положение об организации охраны труда
- Утверждает Положение о службе охраны труда.
- Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.
- Организует обучение по охране труда работников ДОУ.
- Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.
- В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда.
- Организует предварительные и периодические медосмотры работников.
- Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.
12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.
13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.
14. Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.
15. Подводит 1 раз в год итоги выполнения соглашения по охране труда.
16. Проводит расследование, учет и оформление несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ).
Заместитель заведующего: завхоз
- Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.
- Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.
- Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.
- Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.
- Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.
- Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.
- Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.
- Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации..
- Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.
Воспитатель
- Соблюдает правила по технике безопасности при проведении воспитательно – образовательного процесса.
- Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения мероприятий, экскурсий, походов.
- Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.
- Обеспечивает безопасное проведение воспитательно – образовательного процесса.
- Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.
- Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.
- Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.
Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и обучения, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травмоопасные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами.
Нормативно-правовые документы
Методические рекомендации РФ для родителей связанные с детской смертностью